Как мы в magneex SCRUM применять стали

Мы работаем с интеллектуальными людьми, ведь программисты, дизайнеры, верстальщики, интернет-маркетологи – обладатели узкоспециализированных профессий – люди творческие, а значит и умные, потому очень легко смогут найти себе где заработать на булку хлеба. А к умным и сытым нужен особый подход и серьезная мотивация. Чтобы такими людьми руководить, необходимо быть, как минимум, эрудированнее их, а иначе рискуешь потерять авторитет.

Большинство компаний работают по диаграммам Гантта. Работа здесь осуществляется следующим образом: клиент ставит перед компанией определенную задачу, которая описывается досконально, прорабатывается до мелочей. Цикл работ может расписываться на срок более полугода. Первым делом команда занимается сбором необходимой информации, подготавливаются прототипы, пишется техническое задание. Во время следующего этапа создается дизайн-макет будущего сайта. На следующем этапе все верстается и программируется, выпускается в релиз и приходит успех: клиент довольный и исполнители тоже. Но, к сожалению, такой подход в нашей среде не работает. Почему?

Потому что, изначально формализовать сложную задачу очень трудно и, определить сколько времени уйдет у дизайнера, программиста, верстальщика на ту или иную работу практически невозможно. Если к вам придет какая-то студия и скажет, мы сделаем вам сайт за 9 900, проведет брифинг, а затем объявит, что их услуги будут стоить 54 375 рублей. Таких людей нужно «гнать в шею», потому что они лукавят или что-то недоговаривают, а быть может, и вообще не понимают что делают.

Так как определить конечную стоимость работы в нашем бизнесе довольно сложно, можно легко ошибиться в подсчете времени выполнения задачи, трудозатратах и как следствие стоимости всего проекта.

С мелкими проектами, до 150 тысяч, еще можно расписать весь перечень работ и все подсчитать (например, разработка визиток), но когда что-то большое планируется, то коэффициент ошибки возрастает. Можно говорить о некой ценовой вилке «от» и «до», но не более того. Для того чтобы избежать ошибок и свести их к минимуму, применяются гибкие методологии.

Гибкая методология разработки — серия подходов к разработке программного обеспечения, ориентированных на использование итеративной разработки, динамическое формирование требований и обеспечение их реализации в результате постоянного взаимодействия внутри самоорганизующихся рабочих групп, состоящих из специалистов различного профиля.

Scrum (скрам)

Идеологию скрама впервые описали Хиротака Такэутиии и Икудзиро Нонака. В свою очередь Джефф Сазерленд, подхватил и развил статью в полномасштабную методологию и по сей день является идейным вдохновителем данной методологии. Проведя анализ существующих методологий наиболее подходящей для нас оказался именно скрам. Используя скрам мы достигли некоторых преимуществ. Во-первых, мы не нарушаем сроков. Как мы это делаем? Клиент описывает нам весь спектр необходимых к выполнению дел. Рассмотрим несколько задач на примере интернет-магазина. Сначала оговариваются backlogs (задачи проекта):

  • подключить систему оплаты, чтобы люди и с помощью карты смогли заплатить за товар;
  • предусмотреть сторонние транспортные компании, которые будут отвечать за доставку товара до конечного потребителя;
  • системы личных кабинетов;
  • бонусные баллы за купленные товары (cashback – возврат денег).

Все они записываются в колонку и заказчик сам определяет значимость той или иной задачи, расставляя цифры напротив задач, чем приоритетнее задача, тем число больше.

Sprint (спринт)

Sprint – это итерация в скраме, в ходе которой создаётся функциональный рост программного обеспечения. Жёстко фиксирован по времени. Длительность одного спринта колеблется от 2 до 4 недель.

После формирования backlog проводится собрание, где совместно с клиентом определяются задачи которые войдут в первый спринт. У нас они двухнедельные. Через две недели мы собираемся и демонстрируем клиенту выполненный перечень задач из прошедшего спринта, после чего формируем стек задач для следующего спринта и так до тех пор, пока не будут выполнены все задачи из backlog.

Planning Poker (планинг покер)

Planning Poker — техника оценки, основанная на достижении договорённости, главным образом используемая для оценки сложности предстоящей работы или относительного объёма решаемых задач при разработке программного обеспечения.

Дальше осуществляется оценка выполненных работ. Это делается с помощью технологий Planning Poker (покер планирования). Для формирования независимой оценки мы используем систему оценок – Planning Poker: раздаем карты, на которых написаны числа от «0» до «100», где «100» – это вообще невыполнимо, а «0» наоборот очень легко. Вначале описывается задача, затем каждый участник команды кладет закрытую карту на стол, с числом, которое по его мнению обозначает сложность описанной выше задачи. После того как мы раскрываем карточки, высчитывается среднее значение сложности задачи. Так и рождается независимая оценка — Story Points (абстрактная метрика оценки сложности истории, которая не учитывает затраты в человекочасах).

Stand Up (стендап)

В процессе работы клиент не присутствует, и команда работает самостоятельно, без вмешательства из вне. Каждый день, после начала спринта, у нас проходят стендапы. В начале дня мы собираемся всей проектной командой и каждый говорит, что он хочет сделать сегодня. Мы отвечаем на три главных вопроса:

  1. Что я сделал вчера?
  2. Какие у меня были проблемы?
  3. Что я буду делать сейчас?

Анализ данных вопросов помогает достичь большей вероятности того, что мы уложимся в рамки двухнедельного спринта по всем задачам. Так как это позволяет выявить существующие проблемы на ранних стадиях. На стендап отводится 15 минут. Если в проекте участвует 5 человек, то у каждого на то, чтобы высказаться есть 3 минуты. Один встает, все его внимательно слушают. И так ежедневно, на протяжении двух недель.

Scrum Master (скрам-мастер)

В процессе любого проекта присутствует менеджер. В нашем случае скрам-мастер. Этот человек с одной стороны и руководитель проекта, который отвечает за то, чтобы задачи через две недели были реально выполнены, а с другой он – незаменимый помощник. То есть, если программист попросит принеси  ему еду в обед, потому что он не хочет отрываться от рабочего процесса, скрам-мастер организует доставку еды в лучшем виде. Проблемы в процессе работы могут возникать любые: от поломки компьютера, до выбора решения проектирования системы. Скрам-мастер должен починить, заменить, помочь в принятии решения – лишь бы не нарушился рабочий процесс. Кроме того, скрам-мастер решает все возможные проблемы с клиентами, а также следит за регламентом процесса скрам.

Оплата

По завершению спринта мы встречаемся с клиентом и показываем результат. Он может внести какие-то правки, потому что идеи могли возникнуть как у заказчика, так и у нас (как получить результат быстрее, проще, дешевле) и, тем не менее, он платит всего за две недели работы. Если появились изменения, то они ставятся во второй спринт, а беклог пересматривается «от» и «до».

Ретроспектива

Далее применяется ретроспектива. Это перечень замечаний, который выявил скрам-мастер в процессе двухнедельной работы. Основная задача это показать команде какие вещи сделаны неправильно и каждому члену команды объяснить, над чем еще нужно поработать. Еще один плюс скрам-системы – она не требует главного руководства, потому что является самоорганизующейся, ведь главная задача каждого – в срок закончить проект.

Мотивация

Здесь нет четкого разделения по должностям, в скраме вообще отсутствует понятие должность. В команде каждый сам решает, чем он будет заниматься, если кто-то не успевает, то другой может помочь. Оплата идет только за конечный результат одного спринта. Не важна личная эффективность, важна эффективность всей команды.

Сказать «стоп»

С течением новых спринтов у проекта увеличивается функционал проекта. Например, для интернет-магазина продающего суши, можно организовать систему доставки, подключить курьерскую службу, кухню и так далее. Главное преимущество подобной системы заключается в том, что клиент может остановить разработку на любом этапе удовлетворяющем его бизнес требованиям к проекту или для того чтобы подстроить проект под изменившийся рынок.

В Абакане мы, наверное, единственная интернет компания, которая работает по скраму. Результат получается более предсказуем и отвечающим ожиданиям заказчика. На мой взгляд, благодаря методологии которой мы придерживаемся, можно сделать прибыльным и удачным любой бизнес.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *